Производство 

упаковочной продукции

107045, г. Москва, Рыбников пер., д.1

Тел: +7 (495) 690-93-59

ИСТОРИЯ УПАКОВКИ


Большие идеи- это обычно простые идеи. Клод Хопкинс


Как сохранить плоды своего труда? –этот вопрос всегда волновал человека. Примерно 6 тысячелетий назад человечество нашло лучший ответ- упаковка. Это больше чем просто бумага или емкость. По упаковке можно проследить всю историю государства. До октябрьского переворота в 1917ом году оформлением упаковок занимались  такие известные русские художники, как Васнецов, Врубель, Колесников и другие. Сегодня упаковка- это искусство. Мы расскажем Вам о том, как зарождались и менялись основные виды упаковки, как менялись технологии и, кто эти люди, которые посвящали многие годы своей жизни вопросу усовершенствования  упаковки!


ГЛИНА/ амфора



В 6000 г. до н.э. жители Др. Египта глиной обмазывали дома, глиной обмазывали тела, из глины делали кирпич и “фаянсовую” посуду, глиной себя украшали, на глине друг друга любили, в глине игрались, о глине любили говорить, о глине лубили шутить. Жители стран будущей Европы изучили эту “гончарную” любовь и начали нагревать глину “до керамического состояния”.



А затем через полторы тысячи лет жители Др. Греции, изучив все эти технологии, сотворили один из самых первых и главных видов “глиняной” упаковки, который завоевал весь древний мир- амфора. Керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Днище амфоры было закруглено, что способствовало, как и у современных ПЭТ-бутылок более равномерному распределению давления. Постепенно на амфорах начала появляться маркировка, по содержательности не уступающая современным этикеткам. Маркировка говорила нам о месте производства, изготовителе, дате разлива и используемых ингридиентах. Маркировка безоговорочно упростила процесс торговли и стала символом качества.




“ЖЕСТЯНКИ”/ консервные банки


Сложно представить магазины без консервации, ведь сегодня вы можете купить даже консервированный воздух из Альп!

Но не всем известно, что когда-то император Наполеон Бонапарт издал указ о поисках способа сохранения свежих продуктов. Он обещал 12000 франков тому, кто изобретёт подобный метод. И изобретатель вскоре нашёлся! Им оказался французский ученый Аппер, представивший на суд французов консервированный суп, изготовленный полгода назад. Аппер обнаружил, что нагревание герметичной стеклянной банки защищает еду от гниения.


В 1813 г. британская армия получила первые поставки продовольствия в консервных банках,
произведенных на новом консервном заводе. 


Коробки украшались бумажными этикетками, позднее рисунок и рекламную информацию стали печатать методом хромолитографии (печатание красками с камней на литографских станках; каждый оттенок краски печатается при этом способе отдельно.) Жестяные коробки и банки так искусно декорировали, что они с успехом выполняли сразу две функции – упаковки и предмета кухонного интерьера.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Но был один существенный недостаток. Консервную банку мог открыть человек, обладающий  хорошей физической силой и специальными инструментами. Так, на банке, содержащей телячье жаркое 1824 года выпуска можно видеть надпись: “ Вскрыть с помощью зубила и молотка, прорезав верхнюю крышку по периметру”.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Еще одним недостатком было применение свинца в припое швов, что приводило к медленному отравлению этим металлом. Известно, что арктическая экспедиция Джона Франклина (1845—1847) употребляла в пищу консервы именно в таких банках. В результате трёхлетнего потребления консервов у многих членов экипажа появились признаки отравления свинцом. Кроме того, зимой 1872-73 годов на Шпицбергене умерло 17 вынужденно зимовавших там охотников на тюленей (так называемая «трагедия в Шведском доме»); исследования их останков, проведённые в 2008 году, показали, что с высокой вероятностью их погубило отравление свинцом, содержавшимся в консервных банках с пищей.



ЦЕЛЛОФАН


«Ты вершина всего, ты - целлофан!», - спел в 1934 году, обращаясь к своей возлюбленной, популярный американский певец Коул Портер. И он был недалек от истины. Прозрачный, влагонепроницаемый и блестящий целлофан, в то время буквально творил чудеса. Покупатели, несмотря на бушевавшую в 30-е годы в Америке экономическую депрессию, активно раскупали товары в целлофановой обертке. «Целлофанированные» товары казались покупателям более современными и свежими.


Изобрел целлофан в 1911 году швейцарский химик, который по иронии судьбы пытался придумать покрытие для скатерти, спасающее ее от пятен. Целлофан подарил людям возможность 


рассматривать продукт  без вскрытия упаковки, что значительно стимулировало  продажи и увеличило количество “случайных покупок”, покупок совершаемых под воздействием мимолетных желаний.


СТЕКЛО/ муранское стекло/ банки/ кронен-пробки/ штоф



Современная наука так и не узнала, каким именно образом было получено первое стекло. Многие считают, что стекло было изобретено случайно следующим образом: в древности для обжига глиняных изделий использовались специальные ямы в земле.

Топливом служили солома, тростник и сено. Когда солома сгорала и превращалась в золу, она входила в контакт с песком. В результате этого и получилась стекольная масса. Также многие историки считают, что стекло появилось случайно при обработке меди.


Первые тары из стекла появились в Египте и Сирии во второй половине 4 тысячелетия до н.э. Это были бутылочки и флаконы, предназначенные для помад, красок для лица и благовоний.

В 13 веке венецианскими мастерами была открыта на острове Мурано сложнейшая многоступенчатая техника очистки стекла, благодаря которой изделия получали неповторимый цвет и прозрачность.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Секреты выделки венецианского стекла тщательно охранялись – за попытку бегства с острова мастера или рабочего могли убить.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Стеклянная банка впервые появилась в начале 19 века, когда шотландцу Дженту Кейлеру пришло в голову фасовать свой апельсиновый джем в широкогорлые стеклянные кувшинчики. Винтовая крышка, изобретенная в 1872 году, сделала употребление банок и бутылок гораздо удобнее. 

--------------------------------------------------------------------------------------------

А запатентованной Уильямом Пейнтером в 1892 году металлической кронен-пробки, мы обязаны появлением всемирно известного пива « Budwaiser ».

-------------------------------------------------------------------------------------------

В середине 19 века российские производители освоили технологию машинного «литья» бутылок, которая позволяла придавать им точную геометрическую форму. Так каждому напитку в России соответствовала бутылка определенной формы и цвета. Была бутылка пивная, ликерная, коньячная, бутылка простая, столовая, для шампанского, для аглицкой горькой.


--------------------------------------------------------Особой популярностью пользовался штоф - четырехугольная емкость с коротким горлышком, емкостью в один штоф (единица измерения на территории Российской империи до введения метрической системы мер: 1 штоф- 10 чарок).

----------------------------------------------------

Обычно штофы изготовлялись из зелёного стекла и имели приземистую, четырёхгранную форму с коротким горлышком, которое закрывалось пробкой.


Конкурентная борьба между производителями заставляла их выпускать и совершенно оригинальную тару. К примеру, бутылки в виде сидящего турка, Эйфелевой башни, денежного мешка и даже портретного бюста Пушкина или медведя.



---------------------------------------------------

Все известные российские водочные компании имели свои «фирменные» бутылки. «Торговый дом П.А.Смирнова» узнавали по конусообразной бутылке, Шустов предпочитал разливать коньяки в бутылки в форме графина, «Бекман и К» ввела в оборот бутылку-фляжку.

-----------------------------------------------------


В 20 веке оригинальная тара из стекла стала неотъемлемым атрибутом многих брендов. Женственную бутылку Coca-Cola, высокую шестигранную бутылочку кетчупа Heinz, абсолютно прозрачную бутылку водки Absolut, «геометричный» флакон Shanel №5 и вычурный флакон духов Dali в виде губ– можно узнать без этикетки и с закрытыми глазами на ощупь.




ПЛАСТМАССА/ пэт-бутылки/ блистер-упаковки



На самом деле пэт бутылки появились не так давно. Впервые пластиковые бутылки (пэт бутылки) люди увидели на рынке США в 1970 году фирмы Du Pont. А В России производство ПЭТ- бутылок было освоено лишь в середине  90х годов.

 

До этого в 1907 году немецкий ученый Фредерик Киппинг открыл силикон, а его бельгийский коллега Лео Хендрик Бэкленд изобрел фенолоформальдегидную смолу - эти открытия, перевернули мир, положив начало эре пластмасс. На войне пластмассовые упаковки получили большее распространение. Одним из самых ярких примеров стала производившаяся для американских солдат этилцеллюлозная фляга с завинчивающейся крышкой. В пластмассовые емкости упаковывалось оружие, медикаменты и продукты. Целлофановые обертки на американских сигаретных пачках и блистер-упаковки для лекарств появились также во время второй мировой войны. После победы союзников пластмассовая упаковка постепенно стала входить в жизнь мирных граждан по обе стороны океана. 



ТРИУМФ УПАКОВКИ



В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок», действие которого происходит в 1930 году, бледную вареную курицу заворачивали в «Экономическую газету». Даже совсем недавно, всего лет 20 назад, пищевые продукты на прилавках наших магазинов продавали без фирменной упаковки. Колбасу, сыр, масло заворачивали в бумагу, из которой самой престижной была пергаментная.

 

В наше время товар и упаковка- это два неразрывно связанных между собой понятия, для человека сегодня это единый продукт. Упаковка играет важную роль в жизненном цикле товара, представляя собой средство транспортировки, хранения и защиты товара от внешних воздействий, является «лицом» не только товара, но и компании. Покупатель чаще всего в первую очередь обращает внимание не на продукт или цену, а именно на упаковку. В то же время известны хрестоматийные случаи, когда именно из-за плохой упаковки продажи резко падали. Именно поэтому в наше время упаковка является самым массовым обЪектом дизайна. Сегодня упаковка развивается вместе с технологиями, поэтому людям больше не надо беспокоиться о том, как сохранить продукт.  Современная упаковка сама может позаботится о продукте человеческого труда и это великое счастье!



Автор: Андрейчишена Алина